Дорогие друзья, сегодня в нашей рубрике #страницыистории_филармонии расскажем вам об истории первой тувинской оперы "Чечен и Белекмаа".
В августе 2025 года исполнится 80 лет со дня премьеры первой тувинской оперы.
В советский период многие известные деятели культуры отправлялись в регионы для участия в мероприятиях по развитию музыкальной культуры. В 1943 году, тогда еще в Тувинскую Народную Республику, был командирован Ростислав Миронович – композитор, дирижер, музыкант, флейтист, профессор, Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР.
Приехав в Туву, в период 1943-1945 гг. он создал национальный оркестр, занимался музыкальным оформлением всех спектаклей тувинского театра, сочинял музыку для хореографических постановок А. Шатина, для концертных программ артистов, для цирковой труппы В. Оскал-оола, а также впервые исполнил концерт для лимби, сочиненный А. Аксеновым.
По словам Светланы Максимовны Мунзук, Заслуженного работника Республики Тыва, архивариуса театра, генеральный секретарь ЦК ТНРП Салчак Тока предложил Мироновичу создать тувинскую оперу на основе сказки «Чечен и Белекмаа», которая была опубликована в его произведении «Слово арата» в части «Сказки Тарбагана».
Работа началась в 1944 году. Известный писатель Степан Сарыг-оол пишет либретто. Г.Осипенко отмечает в своей работе, что Степан Агбанович писал текст либретто на тувинском языке, а советский ученый-тюрколог Александр Пальмбах параллельно делал его перевод на русский, сразу же передавая написанные сцены композитору. Когда был готов первый акт, решили осуществить его постановку силами студии музыкально-драматического театра. Премьера состоялась в августе 1945 года и имела большой успех.
Отметим, что опера осталась незавершенной. Авторству Ростислава Мироновича принадлежит первый акт первой национальной оперы. Таким образом, в августе 2025 года исполнится 80 лет со дня премьеры первой тувинской оперы.
Работа над оперой продолжилась спустя много лет учеником Ростислава Мироновича Ростиславом Кенденбилем, которого назвали в честь учителя. Тогда начинающий молодой композитор учился в Ленинградском музыкальном училище. Директор тувинского театра предложил ему написать оперу на национальный сюжет и выбор пал, конечно же, на сказку «Чечен и Белекмаа», тем более что существовало уже готовое либретто. Именно в Ленинграде, в городе на Неве, Кенденбилем были написаны многие номера оперы: увертюра, хор пролога, некоторые сольные эпизоды.Работа полностью была завершена уже в Туве в 1965 году. За этот период времени отдельные фрагменты оперы исполнялись в Ленинграде, Новосибирске, Москве, на концертах тувинской музыки и, конечно же, в Кызыле.
Также в источниках упоминается, что на IV пленуме Правления Сибирской композиторской организации прозвучавшие фрагменты оперы получили положительную оценку Дмитрия Шостаковича.В некоторых материалах упоминается, что в том же, 1965 году, режиссер Иван Комбу ставит концертный вариант оперы в Национальном театре им. В. Кок-оола. По воспоминаниям Светланы Максимовны Мунзук, опера была поставлена в театре в 1972 году. Народная артистка Тувы, артист-вокалист Тувгосфилармонии им. В.М. Халилова Софья Кара-оол-Дулуш вспоминает, что роль Белекмы тогда исполнила Серафима Андреевна Калинина, одна из ярчайших фигур в истории развития академического пения в республике. По классу «сольное пение» Серафимы Калининой закончили училище в разные годы такие известные сейчас артисты как: певец-бард Сергей Сокольников, солистка Тувгосфилармонии Софья Кара-оол, а также Галина Лопсан-оол-Махутова, которая работает в Улан-Удэ.
А теперь перейдем к краткому содержанию первой тувинской оперы.
В основе ее сюжета лежит история двух молодых людей, которые влюблены друг в друга – Чечена и Белекмы. Отец Чечена, старый арат Адыгжы, не выдержав побоев жестокого нояна Буура-Баштыга, уходит с сыном в тайгу, а в аале остается Белекмаа, возлюбленная Чечена. Прощаясь с нею, Чечен обещает вернуться с богатой добычей и освободить её из-под власти нояна. Оказавшись в тайге, Чечен попадает в плен к волшебнице Дангыне - Царевне тайги, которую он покорил своими песнями. Она искушает его своими богатством, но Чечен остаётся верен Белекме и мечтает вернуться в родной аал. Выдержав испытание, устроенное Царевной, он освобождается от её чар.Во время отсутствия Чечена, его отцу удалось добыть много ценной пушнины, Чечен расстроен, что не мог сам принять участие в охоте. Отец успокаивает его и говорит, чтобы сын не горевал, ибо именно он своими песнями останавливал завороженных зверей тайги и помог охоте.
С богатой добычей они возвращаются домой. Жадный Буура-Баштыг предлагает Чечену в жены свою дочь Чингиспей, надеясь обманом получить большой калым, а затем расстроить свадьбу, но отец Чечена с позором прогоняет его.Разжигая костёр, он, по древнему обычаю, даёт напутствие сыну и его невесте. Народ славит Чечена и мечтает об избавлении от гнёта.
Опера состоит из трёх действий с прологом и эпилогом.
В первой тувинской опере органично соединились черты, идущие от национальных традиций - героического эпоса, народных сказок - тоол, тувинского музыкального фольклора, песен-ырлар, припевок-кожамык, народных речитаций - с закономерностями классической оперы - ее композицией, использованием различных оперных форм (сольных, ансамблевых, хоровых, инструментальных), а также традиционных оперных структур, как в отдельных номерах, так и в сценах сквозного строения.
26 мая 2021 года 2 и 3 действия оперы были поставлены режиссером-постановщиком, выпускницей РГИСИ (мастер курса - Народный артист России А.В.Петров) Аяной Оюн на сцене Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола. Участниками оперы стали студенты вокального отделения. Главные роли сыграли Экер Кара-Сал и Дамырак Сюрюн, ныне артисты-вокалисты симфонического оркестра им. В. Тока Тувгосфилармонии им. В.М. Халилова.Приглашенные эксперты в лице Светланы Мунзук, Зои Кыргыс, Николая Дамбаа, Эрика Норбу высоко оценили работу режиссера-постановщика, концертмейстера Марины Лопсан, преподавателей вокала Эльвиры Докулак и Азияны Ондар-Салчак.
В завершение следует отметить, что в полной версии опера никогда не показывалась, ставились ее отдельные действия: Ростиславом Мироновичем 1 действие, отдельные номера с 2 и 3 действиями исполнялись на концертах, Аяной Оюн поставлены 2 и 3 действие, но не в полном объеме.